Нет моды, есть желание сделать светло и уютно

Ирина НИКОЛАЕВА, Экономика и Время №46 (533) от 29 ноября 2004 г.

К такому выводу пришли специалисты компании RMC, проводившие по заказу компании Marbel маркетинговое исследование рынка светотехники.

Есть товарные рынки, развитие которых в значительной степени определяется не наличием раскрученных брэндов, а способностью компаний-производителей сделать свою продукцию жизненно необходимой. Один из них - рынок светотехнического оборудования
Результаты маркетингового исследования, которое было проведено в этом году компанией RMC, показали, что за 10 лет существования в России светотехнического рынка на нем не сформировались какие бы то ни было потребительские предпочтения, связанные с конкретными именами поставщиков. Отсутствует и понятие моды на ту или иную торговую марку.

Практически ни одна из светотехнических компаний не занимается целенаправленным формированием лояльности потребителей к определенной продукции. (Исключением могут стать производители источников света Osman и Philips, которые в последние год-два активно занимаются продвижением своих брэндов на российском рынке.)

Подавляющее большинство компаний, продающих светотехническое оборудование, формируя складские резервы, ориентируется на функциональность товара и свой ассортиментный ряд. Таковы тенденции.

По оценкам экспертов, емкость светотехнического рынка России в 2003 году составила $400 млн. Доля петербургского рынка - около 25%, в Москве продают около 50% всего светотехнического оборудования. Продолжающийся рост объемов потребления позволяет сделать вывод о том, что в 2004 году емкость рынка может увеличиться на 20%. Если говорить о его насыщенности, то избыток продукции специалисты отмечают в сегменте бытовых светильников низкой ценовой категории, а высокий уровень предложений - в элитном сегменте и сегменте светильников с хрустальными элементами.

Основными поставщиками продукции в низком ценовом сегменте (стоимость изделия - $30-60) являются отечественные производители и компании из Китая. `Средний низкий` ценовой сегмент (до $100) наполняют продукцией поставщики из Польши, Турции, ОАЭ и Китая. Светотехническую продукцию `среднего качественного` сегмента ($100-500) завозят из Италии, Испании, Германии и Австрии. А среди элитных светильников стоимостью выше $500 преобладают произведенные в Италии и Австрии. Всего же доля иностранных поставщиков на рынке составляет 70-80%.

На рынке Петербурга в сфере продажи светотехники в 2003 году работало 170 компаний, в Москве и Московском регионе насчитывалось около 1,9 тыс. фирм. О динамичном развитии рынка говорит уже то, что за последнее пять лет количество его участников выросло в 10 раз. Кроме того, прослеживается тенденция разрастания компаний: если в Петербурге в 2000 году к крупным можно было отнести только 5 фирм, то в 2003 году таких компаний стало уже 15 и контролировали они около 70% рынка.

К крупным компаниям Петербурга специалисты относят фирмы `Модуль`, Marbel, `Центр технического света`, `Точка опоры`. В Москве это `Терна`, `Техдизайнсервис`, `Световые технологии`, `Технолюкс`, `Лайтпроект`. Ориентированность компаний на сходную продукцию иностранных поставщиков обуславливает более чем 50%-е пересечение ассортиментного ряда крупных компаний. Растет и количество новых компаний на рынке. С одной стороны, это начинающие поставщики и дистрибьюторы уже существующих брэндов, а с другой - выделившиеся из более крупных компаний фирмы, специализирующиеся на более узком сегменте. Низкие барьеры выхода на рынок (не нужен большой стартовый капитал), большая разница между оптовыми и розничными ценами, а также между ценами на продукцию, произведенную в Азии и в Европе, сравнительно низкий уровень затрат на организацию сбыта продукции - все это способствует росту числа компаний, работающих на рынке светотехники.

В качестве одного из способов расширить объемы продаж компании выбирают открытие собственных светотехнических бюро и выставочных центров. (По этому пути пошла и компания Marbel, открывшая в 2004 году еще один салон в Петербурге и планирующая расширить свое присутствие на московском рынке.) Моделирование света, выполнение полного комплекса работ по наружному и внутреннему освещению новых объектов, художественная подсветка зданий, помощь заказчику в его стремлении сделать дом светлым и уютным - все это сулит гораздо большие прибыли и устойчивость на рынке, чем простые действия по схеме `купил - продал`.

Маркетинговые стратегии, маркетинговые исследования