Маркетинговый анализ рынка минераловатных утеплителей

Юрий Лашманов, заместитель руководителя отдела промышленного маркетинга RMC.
„Строительный еженедельник“ №44 (89) от 17 ноября 2003 г.

На сегодняшний день перед строительным комплексом стоит актуальная задача уменьшения теплопотерь зданий и сооружений. Одним из современных материалов, которые способствуют решению данной задачи, являются утеплители на основе базальтовых волокон или минераловатные утеплители. Минераловатная продукция обладает рядом уникальных характеристик: отличная тепло- и звукоизоляционная способность, стойкость к щелочным и кислым средам, к высоким и низким температурам, виброустойчивость и лёгкий вес. Это существенно расширяет сферу её применения. Сегодня, кроме строительного комплекса, продукция на основе базальтовых волокон применяется также в авиастроении, атомной энергетике, медицине.

С развитием отечественных технологий получения базальтовых волокон в информационном пространстве стало появляться большое количество материалов, констатирующих необходимость организации производства минераловатных утеплителей. Многие из этих материалов были инициированы компаниями, заинтересованными в реализации своих разработок. Цель данной статьи — отразить ситуацию на рынке минераловатных утеплителей, используя общие экономические показатели.

Рынок минераловатных утеплителей
Сегодня происходит рост потребления утеплителей, а также сопутствующих товаров, которые способны улучшить теплосбережение зданий. Отчасти данный процесс был стимулирован введением новых норм по теплотехнике, отчасти - переходом к современным формам строительства, когда больше внимания уделяется комфортности проживания. В составе утеплителей происходит рост рынка минераловатных утеплителей. Расчетная ёмкость отечественного рынка минераловатных утеплителей оценивается на уровне 290 млн. долларов США в год . В натуральном выражении в стране используется около 7 млн. м3 минеральной ваты и изделий на её основе. Основные показатели рынка представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Динамика отечественного рынка минераловатных утеплителей

 

2000 год

2001 год

2002 год

Объём рынка, млн. долл. США

235

260

290

Темп роста

-

111%

112%

Доля импортных изделий

7%

12%

13%

На рынке преобладает отечественная продукция. С другой стороны, доля импортной продукции увеличивается. Это происходит как за счёт увеличения импорта в натуральном выражении, так и за счёт роста цен на импортную продукцию, так как в страну импортируются наиболее качественные и дорогостоящие изделия. На российский рынок поставляется продукция в основном европейских стран: Финляндии, Дании, Польши, Словакии и Швеции.

Объемы экспорта минераловатных изделий существенно меньше импорта. Наибольшая часть российского экспорта поставляется в страны СНГ. Динамика экспорта-импорта представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Динамика экспорта-импорта минераловатных утеплителей

 

2000 год

2001 год

2002 год

Объём импорта, млн. долл. США

17

32

40

Объём экспорта, млн. долл. США

2,7

3

4,4

Производство минераловатной продукции является основой промышленности теплоизоляционных материалов. В структуре отечественного производства утеплители из минеральной ваты занимают более 60%.

По данным Государственного Комитета Статистики, минераловатные утеплители в России выпускаются на 76 предприятиях. Суммарная установленная мощность отечественных предприятий превышает 12 млн. м3, однако текущие объёмы производства не достигают максимальной загрузки. Показатели производства минераловатных утеплителей представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Динамика производства минераловатных утеплителей

 

2000 год

2001 год

2002 год

Объём производства, млн. м3

5,8

6,2

6,7

Темп роста производства

-

107%

108%

Объёмы отечественного производства увеличиваются. Темп роста производства в натуральном выражении составляет 107-108% в год.

Всю минераловатную продукцию, предлагаемую в РФ, можно подразделить на три категории:

  1. Высококачественная теплоизоляция из расплавов базальтовых пород;
  2. Низкокачественная изоляция отечественных заводов, производимая с содержанием шлаков;
  3. Изделия из супертонкого базальтового волокна.

Рост рынка обеспечивается производителями качественной продукции, где представлены отечественные предприятия, которые провели модернизацию производства, а также зарубежные компании, поставляющие продукцию в Россию. Среди отечественных заводов в этой группе производителей можно выделить: „АКСИ“, „Термостепс“, „Комат“, „Минеральная вата“, Мальтинский ЗСМ, „Тизол“, „Изорок“. Сильные позиции на растущем рынке имеют иностранные компании, главным образом, „Rockwool“, „Paroc“ и „Izomat“.

Ведущие компании группы производителей качественной продукции успешно конкурируют, дифференцируя свою продукцию и придавая ей определённые индивидуальные характеристики. Существенную роль приобретает также репутация компании-производителя, что приводит к растущему значению брендов на этом рынке.

В группе производителей низкокачественной продукции сосредоточена основная масса отечественных заводов. Сегмент рынка подобной продукции сокращается, что приводит к усилению конкуренции. Компании выпускают схожую продукцию с менее стабильными параметрами. Конкуренция носит ценовой характер.

В отдельную группу следует выделить производителей изделий из супертонких волокон (толщина волокна 3 мк и менее). Технологии получения супертонкого волокна являются сравнительно новыми. Наряду с тем, что базальтовые супертонкие волокна являются одними из лучших теплоизоляционных материалов, выдерживающих высокие температуры, они имеют ряд недостатков, ограничивающих широкое применение. Продукция из супертонких волокон по сравнению с другой минераловатной продукцией более дорогая, менее долговечная, менее упругая и жёсткая. Кроме того, в некоторых европейских странах подобное волокно отнесено к категории канцерогенов. Сегодня конкуренция компаний, производящих изделия из супертонкого волокна носит региональный характер. Вероятно, в будущем данные производители будут специализироваться на производстве продукции для отдельных рыночных сегментов (для атомной энергетики, судо-авиастроения, криогенной техники и т.п.).

Ведущими отечественными предприятиями отрасли являются производители качественной продукции из базальтовых пород: ЗАО „Минеральная вата“ компании „Rockwool“, а также ОАО „Акси“. Кроме того, сравнительно большую часть рынка занимает импортная продукция, и объёмы потребления этой продукции увеличиваются. Доля рынка трёх крупнейших отечественных производителей, рассчитанная по объёму производства в натуральном выражении, представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Наименование компании

Месторасположение

Доля рынка

ЗАО «МИНЕРАЛЬНАЯ ВАТА»

Московская область

12%

ОАО «АКСИ»

Челябинская область

12%

ОАО «ТИЗОЛ»

Свердловская область

4%

Каждый из двух крупнейших производителей занимает около 12% рынка, доля любой другой компаний на рынке не превышает 4%.

В будущем можно прогнозировать сокращение сегмента изделий низкого качества. В этих условиях рентабельность производства напрямую зависит от способности предложить продукт, востребованный рынком, и многие предприятия либо перейдут на выпуск качественной продукции, либо будут вынуждены закрыться. Такая тенденция должна привести к повышению концентрации предложения, т.е. наиболее успешные компании будут увеличивать контролируемую долю рынка.

Пока, по данным специалистов, значительная часть отечественных заводов выпускает продукцию, обладающую заниженными характеристиками по сравнению с иностранной: по влагопоглощению, токсичности, устойчивости к деформации и долговечности. Однако ряд ведущих отечественных предприятий ведёт разработки и совершенствует производственные узлы, что позволило в последние годы расширить ассортимент продукции и повысить её качество.

Можно выделить несколько ключевых факторов, дающих преимущество компаниям на рынке:

  1. Качество изделий
    Лучшие образцы минераловатных утеплителей обладают хорошей формостабильностью и упругостью, низкой усадкой, гидрофобностью, высокой прочностью на отрыв слоёв, имеют длительный срок эксплуатации. Эти характеристики придаются изделиям в процессе производства за счёт использования специальных модификаторов и связующих. Объективно, иностранные изделия обладают лучшими характеристиками. До последнего времени отсутствие хороших связующих отрицательно сказывалось на качестве и номенклатуре отечественных изделий. Многие строители предъявляют значительное количество претензий к отечественным материалам (отслаиваемость, высокая усадка, низкая прочность и пр.).
  2. Широкий ассортимент продукции
    Применяемые технологии не позволяют отечественным предприятиям выпускать весь спектр необходимой продукции, отсутствует ряд специфических изделий. Ассортимент выпускаемой продукции ограничивается оборудованием (камеры тепловой обработки), а также используемыми связующими.
  3. Гарантии
    Выпускаемые изделия должны соответствовать всем необходимым сертификатам: соответствия, гигиеническому и пожарному. Кроме того, производители должны обеспечивать стабильность качества всей поставляемой партии товара. Ведущие предприятия проводят дополнительные испытания изделий и устанавливают нормы, превышающие требования ГОСТов.
  4. Хорошая маркетинговая поддержка
    Влияние этого фактора начинает сказываться при прочих равных условиях. Отечественные предприятия недостаточно хорошо организуют маркетинговую и информационную поддержку своей продукции. В отличие от них, компания „Rockwool“ уделяет должное внимание продвижению минераловатных утеплителей и её бренд является самым известным на отечественном рынке. Возможность консультаций, издание сборников по применению утеплителей, полученные сертификаты, информационные статьи в средствах массовой информации, участие в семинарах и пр. повышают конкурентоспособность компании.

Предпринимая усилия, направленные на формирование подобных преимуществ, отечественные предприятия имеют возможность увеличивать своё присутствие на рынке.

Российские компании, планируя развитие производства, должны ориентироваться на лучшие западные образцы минераловатной продукции и принимать во внимание существующие европейские нормы и стандарты. В будущем преимущество останется за предприятиями, не только выпускающими широкий спектр качественной продукции, но и грамотно поддерживающими её на рынке.

Прогноз
По экспертным заключениям сегодня от 80 до 95% всей минераловатной продукции используется в строительстве. Минераловатные изделия главным образом применяются для утепления фасадов зданий и кровель. Расчеты, выполненные АО „Теплопроект“ показывают, что потребность только жилищного сектора строительства в эффективных утеплителях в 2010 году может составить 25 млн. м3 и более. Тогда ёмкость рынка минераловатной продукции в финансовом выражении превысит 1 млрд. долларов США.

Существует и более пессимистический взгляд на развитие этого рынка, основанный на ретроспективных оценках. Анализ строительной деятельности последних двух лет показывает, что темпы роста объёмов ввода объектов не превышают 107% в год. В то же время развитие строительного комплекса происходит крайне неравномерно в зависимости от региона. Наибольший рост объёмов строительства наблюдается в Москве и Московской области, в то время как в некоторых областях наблюдается спад строительной активности. Если ситуация не изменится коренным образом, а экономическое положение в стране останется стабильным, в ближайшие годы можно ожидать сохранения темпов роста рыночного спроса на минераловатную продукцию на уровне 107-111% и сильную географическую неравномерность потребления.

Сравнивая темпы развития рынка минеральной ваты с другими экономическими показателями, следует заметить, что они превышают годовые темпы роста ВВП (104-105%), а также существенно превышают средние годовые темпы роста рынка строительных материалов (107% в 2001 и 103% в 2002 гг.). В то же время рынок минеральной ваты явно не является лидером по темпам роста среди рынков других строительных материалов.

В сложившихся условиях существует несколько барьеров, сдерживающих рост потребления минераловатной продукции в России (См. Таблицу 5).

Таблица 5

Барьер

Описание

Неоднозначное понимание экологической безопасности.

Проводимые исследования недостаточны, чтобы полноценно изучить вопрос опасности минеральной ваты и изделий на её основе для здоровья человека. Разрушаясь, минераловатные утеплители превращаются в пыль, которая является вредным аэрозолем.Обеспокоенность проблемой безопасности применения минеральных волокон отчасти связана с ситуацией, сложившейся вокруг асбеста. Ряд европейских стран полностью запретил применение асбестосодержащих изделий.

Отсутствие гарантий долгосрочной эксплуатации

Этот барьер особенно важен для строительной индустрии, так как используемые материалы должны быть долговечны. До сих пор отсутствуют исследования, позволяющие с достаточной точностью прогнозировать сроки службы минеральной ваты. Отсутствие долгосрочных гарантий на минераловатную продукцию приводит, по сути, к отсутствию ответственности производителей за качество изделий и изменение их характеристик во времени. Компании, способные предложить гарантии на срок эксплуатации минераловатного утеплителя в разнообразных конструкциях будут иметь существенное конкурентное преимущество на рынке.

Несоответствие европейских и российских стандартов на минераловатную продукцию.

Многие отечественные минераловатные изделия по европейским стандартам являются опасными, а по российским — нет. Отсутствуют единые нормы на испытания. Применяются различные показатели при сертификации продукции.

Отсутствие опробованных решений использования минераловатных утеплителей в общем строительстве.

Переход к энергосберегающему строительству требует соответствующих проектно-конструкторских разработок. Поэтому, например, с введением новых норм Госстроя по энергосбережению зданий некоторым строительным компаниям пришлось переделывать отдельные конструкции или целые здания прямо на стадии строительства. Для многих предприятий остаётся открытым вопрос о том, как же „вписать“ утеплители в схему строительства. Зачастую решения с утеплителем могут обосновываться только экономией издержек строительной компанией и не учитывать особенности эксплуатации здания.

На сегодняшний момент эти барьеры приводят к тому, что темпы роста рынка минераловатных утеплителей отстают от темпов роста рынков некоторых замещающих их продуктов, например, полимерных утеплителей.

Для успешного преодоления этих барьеров применение минераловатных утеплителей должно быть обеспечено добросовестным „сопровождением“ на каждой стадии реализации строительных проектов. Необходима совместная работа всех организаций, которые принимают участие в процессе строительства, среди них:

  • производители минераловатной продукции;

  • органы стандартизации и сертификации;

  • проектировщики;

  • строительные компании;

  • контролирующие органы.

Таким образом, необходим комплексный подход к решению проблем российского рынка минераловатной продукции, который должен быть инициирован, в первую очередь, ведущими отечественными производителями.

В статье использованы материалы маркетингового исследования консалтинговой корпорации «RMC», а также материалы статьи „Тенденции в развитии производства утеплителей в России“ (Москва 2002 г., автор Е.Г.Овчаренко, к.т.н., Генеральный директор АО „Теплопроект“).

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала А.Н. Земцову и В.Б. Пономареву, которые выступали в качестве экспертов и научных консультантов.

 

 

Маркетинговые стратегии, маркетинговые исследования